Навальному грозят 10 лет тюрьмы: Взята подписка о невыезде
Блоггер Алексей Навальный во вторник утром прибыл на повторный допрос в Следственный комитет, где ему было предъявлено обвинение по делу "Кировлеса". Обошлось без ареста, как и рассчитывал оппозиционер. Его соратники расценили предъявление обвинения как давление на оппозицию. Кое-кто, впрочем, полагает, что истина глубже - дело может быть в борьбе "кланов" за власть. Чтобы попасть сегодня утром на территорию, оппозиционеру пришлось подождать около 15 минут на КПП.
Одновременно с проходом Навального в СКР во двор ведомства въехала полицейская "Газель" - так называемый автозак, который обычно используется для перевозки заключенных под стражу, отмечают очевидцы. Для кого предназначался спецтранспорт - неясно. Возможно, правоохранители готовились к акциям протеста, которые могли быть организованы сторонниками блоггера у стен СКР. Что же касается задержания либо ареста самого оппозиционера, об угрозе которого на прошлой неделе заявили его адвокаты, то Навальный уже отмечал, что не считает такой вариант развития событий вероятным.
Так и вышло. Менее чем через полтора часа после начала допроса официальный представитель СКР Владимир Маркин сообщил, что Навальному предъявлено обвинение по ч.3 ст.33, ч.4 ст.160 УК РФ. "Алексею Навальному предъявлено обвинение... в организации растраты чужого имущества в особо крупном размере", - сказал Маркин РИА "Новости". Ранее адвокаты оппозиционера сообщали, что их клиенту будет предъявлено обвинение по ч.3 п."б" ст.165 - "Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием.
"В качестве меры пресечения с него взята подписка о невыезде", - сообщил Маркин. В ближайшее время следствие предъявит обвинение еще двум фигурантам дела - Петру Офицерову и Вячеславу Опалеву, сообщил представитель СКР. Несмотря на данную следователям подписку, Навальный попросил отпустить его на отдых. "Мне сказали, что рассмотрят ходатайство отпустить меня в отпуск, но, скорее всего, вряд ли отпустят", - сказал он журналистам после того, как вышел от следователя, добавив, что "показал следователю билеты на отпуск для себя и своей семьи".
"Нечто весьма абсурдное и странное произошло, потому что мне полностью изменили фабулу обвинения по сравнению с тем, что было. И сделано это, скорее всего, для того, чтобы по телевидению сегодня в новостях сказали, что Навальный украл 16 миллионов", - заявил Навальный. "Нечто абсурдное" грозит Навальному более серьезным наказанием, чем надеялись его адвокаты. Так, часть 3 пункта "б" статьи 165 предусматривает наказание в виде тюремного заключения на срок до пяти лет. В дополнение с виновного могут потребовать уплаты штрафа в размере дохода за период до шести месяцев.
А вот инкриминируемая Навальному статья 160 пункт 4 - "Присвоение или растрата в составе группы лиц в особо крупном размере" - наказывается лишением свободы на срок до 10 лет. Вдобавок может быть взыскан штраф в размере до одного миллиона рублей или суммарного дохода за три года.
Дело "Кировлеса"
КОГУП «Кировлес» был создан в 2007 году путем преобразования КОГУ «Кировсельлес». В 2008 году «Кировлесу» выдали огромный объем лесосеки (2,5 млн. кубов). Предполагалось, что предприятие будет заниматься лесозаготовкой, а получаемая за счет аренды леса прибыль будет использоваться для выполнения комплекса лесохозяйственных работ. Однако экономический кризис привел к резкому падению спроса на древесину.
Было решено реорганизовать предприятие и разделить его на несколько компаний с участием частного капитала.
Далее, как считает следствие, Алексей Навальный, представившись советником губернатора Кировской области Никиты Белых, ввел в заблуждение директора предприятия Опалева и заставил его подписать договор с ООО «Вятская лесная компания» (ВЛК), учредителем которой был его (Навального) соратник по партии «Яблоко» Петр Офицеров, как с единым поставщиком леса. Как показал следствию Опалев, Офицеров стал «негласно каким-то ревизором, надсмотрщиком над руководством КОГУП „Кировлес“». Также он утверждал, что до окончания сотрудничества с ВЛК он выполнял только указания Алексея Навального, в расчете на определенные финансовые преференции для предприятия, попавшего в затруднительное положение.
Однако, ВЛК договор договор до конца не исполнила и это принесло «Кировлесу» убыток в 1,3 млн рублей. А всего же убытки ГУПа за 9 месяцев 2009 года, согласно данным контрольно-счетной палаты Кировской области составили свыше 220 млн рублей.
По этому факту была назначена проверка. В январе 2011 года следственное управление СКР РФ по Кировской области проверку завершило, не выявив в действиях Навального состава преступления.
Между тем, в феврале 2010 года был задержан советник губернатора Кировской области Никиты Белых Андрей Вотинов. Ему было предъявлено обвинение в вымогательстве с Опалева 2 миллионов рублей за приостановку реорганизации предприятия. Позже следствие квалифицировало действия Вотинова как мошенничество, поскольку свои обещания он выполнить не мог. Расследование дела велось два года и все это время Вотинов находился на свободе, под залогом в 2 миллиона рублей.
В мае этого года это дело было завершено и передано в суд. Вотинова приговорили к трем годам колонии. А в отношении Навального постановление о прекращении дела было отменено. Придавая огласке это уголовное дело, официальный представитель СК РФ Владимир Маркин отметил, что Навальный «применил тактику и приемы, которыми пользуются рейдеры при захвате предприятий».
Таким образом, Навальный, уехавший в США в Йельский университет, вернувшись, вместе с Офицеровым стал подозреваемым по уголовному делу, возбужденному по статье 165 УК РФ — «причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения».
А вот как объясняет суть дела сам Навальный. На момент прихода в регион губернатора Никиты Белых у «Кировлеса» — монополиста в своем секторе — образовались огромные долги, оно работало в большой убыток и оказалось на грани банкротства. Белых попросил Навального «разобраться» с ситуацией. Навальный выяснил, что ГУП только «выглядит большим, но на практике — это объединенные в одно юрлицо 36 лесхозов, которые работают автономно, продают лес за наличные, а все убытки вешают на предприятие». И предложил централизовать сбыт, чтобы контролировать цены. А Офицеров хотел заниматься лесным бизнесом в регионе и зарегистрировал «Вятскую лесную компанию». ВЛК начала подыскивать клиентов на лес, но 36 директоров лесхозов, у которых, якобы, числилось на остатках большое количество древесины, отказывались ее продавать, предлагая реализовать самостоятельно и закрыть убытки вырученными суммами. В результате, выяснилось, якобы, что лес у них числится только на бумаге.
— Согласно процессуальным нормам, сразу после предъявления обвинений Алексея должны допросить в качестве обвиняемого. Естественно, свою вину в инкриминируемом ему деянии он не признает, — сообщил в понедельник адвокат Кобзев.
По его словам, статья, которую инкриминируют его подзащитному, подразумевает до пяти лет лишения свободы и любой другой мог бы рассчитывать на подписку о невыезде.
В нашем случае я понимаю, что обычная логика здесь не работает и может быть все, что угодно, — опасается адвокат.
Спасибо Вам за добавление нашей статьи в:
Актуальный анализ политических событий в России и мире
Свободная Россия. Подпишись на RSS