Теракты в метро: прошло два года
Москва 29 марта поминает жертв терактов в метро. Два года назад прогремели взрывы на станциях "Лубянка" и "Парк культуры". Тогда погибли 40 человек, более 100 были ранены. Two years since suicide bombings at Lubyanka and Park Kultury.
https://www.youtube.com/watch?v=s5tGKn07Y60
Записи из дневника Марии Акимовой, пострадавшей во время взрывов в московском метро 29 марта 2010 года
В Москве вспоминают жертв терактов на станциях метро "Лубянка" и "Парк Культуры", совершенных 29 марта 2010 года. Тогда погибли 40 человек, более ста получили ранения. Как сообщили в Следственном комитете России, большинство соучастников теракта погибли при попытке их задержания, в настоящий момент продолжаются поиски возможных пособников преступления. Срок следствия продлен до 29 мая.
Два взрыва в московском метрополитене прогремели в утренний час пик 29 марта 2010 года с интервалом в 40 минут. Мощность самодельных взрывных устройств, которые было приведены в действие смертницами на станциях Лубянка и Парк культуры, эксперты оценили в 4 и 2 килограмма в тротиловом эквиваленте соответственно. Тогда погибли 40 человек, около 160 получили ранения.
https://www.youtube.com/watch?feature=fvwp&NR=1
В день годовщины трагедии цветы и свечи на станции метро "Лубянка" и "Парк Культуры" приносили как пострадавшие во время теракта и близкие погибших, так и просто небезразличные люди. Многие из них в интервью корреспонденту Радио Свобода говорили о чувстве незащищенности и бессилии перед террористической угрозой, некоторые испытывают страх, когда ездят в метро, говорили также и о недоверии к работе правоохранительных органов и о стремлении террористов подогреть межнациональную рознь.
Еще год назад в Следственном комитете отчитались: установлены все причастные к организации и совершению теракта в метрополитене. Его непосредственные исполнительницы Марьям Шарипова и Джанет Абдуллаева погибли при взрыве. Организатор преступления Магомедали Вагабов и члены его террористической группировки "Новокостекский джамаат" были убиты при задержании, - напомнил сегодня официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин.
По данным следствия, банда Вагабова имела отношение к многочисленным террористическим актам и нападениям на территории Дагестана и за его пределами. Владимир Маркин сообщил, что следствие по делу о взрывах в московском метро продлено до 29 мая, поскольку есть данные о возможной причастности к теракту других соучастников. Их установлением и розыском Следственный комитет занимается совместно с оперативными службами МВД и ФСБ России.
В первую годовщину трагедии – 29 марта 2011 года - Владимир Маркин заявлял о том, что Следственный комитет установил личность последнего соучастника теракта. По данным следствия 22-летний уроженец Дагестана Гусен Магомедов сопровождал смертниц Шарипову и Абдуллаеву из Кизляра в Москву, а также руководил их действиями в день теракта. Магомедов был объявлен в международный розыск.
По мнению бывшего главы российского бюро Интерпола Владимира Овчинского, главной задачей правоохранительных органов в настоящее время должно быть предотвращение новых терактов, поскольку ситуация на Северном Кавказе и особенно в Дагестане сейчас обострилась:
- В Дагестане сейчас самый высокий уровень террористической опасности, и туда совсем недавно была переброшена группировка МВД из Чечни в количестве трех тысяч человек для зачистки территории и уничтожения местных банд. Надо сказать, что только в этом году 28 так называемых террористических операций были совершены на Северном Кавказе, из них 22 - в Дагестане. Банда Вагабова ведь тоже была из Дагестана. Террористическая опасность в этом году в Дагестане опять самая повышенная в регионе, поэтому, к огромному сожалению, нашим спецслужбам опять приходится решать те же задачи, что и два года тому назад - задачи по недопущению терактов как на Северном Кавказе, так и в других регионах страны. Кроме того серьезным фактор является вывод американских войск из Афганистана. Многие прогнозируют, что энергия талибов будет теперь направлена на республики Средней Азии, а из Средней Азии на Северный Кавказ.
Таким образом – заключает Владимир Овчинский – уровень террористической опасности на Северном Кавказе в ближайшее время снижаться не будет, а возможность терактов не только в этом регионе, но и других частях России остается очень высокой.