YouTube видео

Борис Ельцин: Интервью в поезде Июнь 1990 года

Сегодня - 87 лет со дня рождения Б.Н.Ельцина. Я впервые публикую видео своего интервью с ним. Июнь 1990, поезд Москва - Рига.
Дальше пойдет длинный текст. История и предыстория. Кому интересно - прочтите.

Приведу одну цитату: "В России будет создаваться Комитет общественной безопасности. Не "национальной", а именно - общественной. И у него не будет тех функций, которые сегодня осуществляет КГБ и которых страшится большинство нашего народа".

В годы Перестройки (1985-1991) я был аспирантом, научным сотрудником МГУ и экологическим активистом. Сначала - председатель Молодежного Совета МГУ по охране природы, потом - президент международной экологической ассоциации ASEI. В СССР Ассоциация была зарегистрирована при Фонде социальных изобретений Гены Алференко, а этот фонд был создан при "Комсомольской правде" - одном из самых прогрессивных тогда "перестроечных" изданий. В "Комсомолке" я познакомился со многими журналистами - Василием Песковым, Юрием Щекочихиным, Ольгой Кучкиной, Валентином Юмашевым. Вместе с Валентином и Глебом Павловским мы расследовали массовое избиение моих друзей-"хиппарей" на Гоголевском бульваре, Юмашев опубликовал об этом сильную статью в "Комсомолке". Мы подружились.

Я с энтузиазмом запускал международные экологические проекты - на Байкале, в заповедниках России и других советских республик. Приглашал туда мировых лидеров экологического движения, ученых, писателей. В эти же годы состоялся мой первый "экологический" музыкальный проект - "Ритм Земли", где я соединил Ансамбль русской народной музыки Дмитрия Покровского с "экологическим джазом" Пола Уинтера. До моего профессионального дрейфа в мир музыки было ещё далеко.

На волне экологической активности состоялись мои первые поездки за рубеж. В 1988 году я сформировал группу из 20 человек - молодых учёных и журналистов - для поездки в США по приглашению американских экологов и активистов "народной дипломатии". Половина этой группы - 10 друзей - поехала со мной из Нью-Йорка в Колорадо в гости к легендарному кантри-певцу Джону Денверу, на его симпозиум Choices For The Future. В числе этих десяти были певец Александр Градский, журналисты Андрей Кнышев, Андрей Иллеш, Валентин Юмашев. С Юмашевым вдвоём мы жили в громадном доме американского мультимиллионера, друга Денвера. Все было в диковинку, как в кино. На симпозиуме мы встретились с Тедом Тернером, его женой Джейн Фондой, известными американскими музыкантами, академиком Евгением Велиховым, журналистом Владимиром Познером.

В те годы были чувство невероятной свободы. Все менялось буквально каждый день. Горизонт возможностей казался безграничным, а энтузиазм - неисчерпаемым.

Смотрите и читайте также:  Итоги с Евгением Киселевым 12 августа 2022 года

Тогда же, вдохновлённый телерепортажем ведущего "Взгляда" Саши Политковского, я занялся помощью детям, больным лейкемией. Создал фонды "Дети Чернобыля" в Германии, Австрии, Швейцарии, организовал лечение детей из Белоруссии в лучших клиниках этих стран, а советских медиков вывозил на практику в передовые медицинские центры Германии. Наверное, это было самое главное дело из тех, что мне удалось сделать в жизни. Когда я выступал на эту тему в Бундестаге в 1989, со мной там было трое друзей - мои заместители по экологической ассоциации и Валентин Юмашев.

В Европе и США я познакомился со многими журналистами, не раз возил их по СССР. Их репортажи очень помогли нашим экологическим и благотворительным делам. Один из этих журналистов - австриец Вернер Кройтлер - стал моим близким другом. Помимо экологии и помощи детям, мы вместе занялись и политическими репортажами и интервью - для австрийской и немецкой прессы. Побывали во многих "горячих" тогда точках, беседовали с лидерами мятежных республик Прибалтики. С помощью Галины Старовойтовой встретились буквально со всем руководством России и "прорабами перестройки" - Руцким, Хасбулатовым, Гайдаром, Чубайсом, многими министрами и т.д.

Оставался только Ельцин.

Меня потрясла история с травлей Ельцина периода 1987-1988 гг, когда его выгнали с поста первого секретаря МГК КПСС, и после этого все партийное руководство под руководством Горбачёва стало буквально шельмовать Бориса Николаевича. Не стал исключением и самый "прогрессивный" член Политбюро - А.Н.Яковлев. Я это воспринял как свою личную трагедию. Ведь до этого движение страны к свободе казалось неотвратимым. История с Ельциным стала казаться особенно зловещей после странных эпизодов с бросанием Ельцина в реку людьми в масках и авиакатастрофой в Испании.

Я был уверен, что "КГБ хочет уничтожить Ельцина", а сам Борис Николаевич казался мне исполином борьбы за настоящую свободу, я ему искренне очень сочувствовал и считал себя его соратником. Мы с Вернером долгое время безуспешно пытались встретиться с Ельциным, он был недоступен и интервью никому не давал.

Случай представился сразу после его избрания Председателем Верховного Совета РСФСР в конце мая 1990. Я воспринял избрание опального Ельцина как невероятный, фантастический триумф прогрессивных сил. Заразил я этим восторгом и Вернера. Мы с Вернером стали буквально фанатами БН. Вернер, не говоривший по-русски, восхищенно и мечтательно называл его в наших разговорах исключительно как "Борис Николаевич, дорогой". После ельцинского триумфа мы с Вернером решили, что добьёмся немедленной встречи во что бы то ни стало.

Смотрите и читайте также:  Итоги с Евгением Киселевым 12 августа 2022 года

Ряд наших уникальных репортажей и интервью убедил нас в том, что мы несем миру правду о России и способствуем делу ее освобождения и процветания. Вот буквально так. Да, мы были наивными. Но тогда очень многие были наивными. Вот уж когда действительно вокруг были сплошные "люди с хорошими лицами" - вам и не снилось. Миллионы хороших лиц. Запад к Ельцину тогда относился по меньшей мере настороженно. Мы мечтали расположить Запад к "настоящему" лидеру страны.

К этому времени Юмашев уже успел не только познакомиться и подружиться с Борисом Николаевичем, но и написать и издать первую книгу Ельцина "Исповедь на заданную тему".

Я пришёл к Вале в "Огонёк", он работал уже там, зам.главного редактора. Говорю - помоги срочно встретиться с Ельциным, не отстану от тебя. Валя при мне позвонил Наине Иосифовне, спрашивал про какой-то поезд и вагон, но о нас с Вернером и не заикнулся. Говорит мне - мчи сейчас же на Рижский вокзал. Бери билеты до Риги в любой вагон. Ельцин будет ехать в первом вагоне. Зайдёшь в вагон - найди охранника Сашу Коржакова. Скажи ему - Александр Васильевич, я друг Юмашева, он меня надоумил к вам обратиться. Думаю, что он все устроит.

Мы так и сделали. Помчались с Вернером на Рижский. Билетов нет. Проводники в вагоны не пускают, даже и за деньги. Дескать, нет ни одного места.

На перроне появляется Ельцин. Настоящий гигант, исполин. Какой-то распрямленный, счастливый, широко улыбающийся. Рядом - два человека, постарше и помоложе. Я понял, что тот, кто постарше - и есть Коржаков. Люди на перроне бросаются к Ельцину, поздравляют, он всем жмёт руки. Нам тоже пожал, но об интервью в поезде в такой ситуации просить было бы нелепо. Из окон поезда высовываются пассажиры, кричат "поздравляем, Борис Николаевич, мы с вами!". Ельцин ликует, всем машет. Мы посмотрели с Вернером друг на друга. Глаза у обоих были полны слез. Посмотрели друг другу в глаза, обнялись - и уже расплакались почти навзрыд. Мы в тот момент буквально обожали БН и гордились им.

Смотрите и читайте также:  Итоги с Евгением Киселевым 12 августа 2022 года

Ельцин сел в первый вагон. Поезд вскоре тронулся. Мы с Вернером вскочили во второй вагон. На ходу. Преодолели сопротивление проводника. Чуть ли не с дракой. Но выталкивать из набирающего скорость поезда проводник нас не стал. Мы сунули ему немного денег. Он от нас отстал. Мы прошли в первый вагон. В открытом первом купе сидел Коржаков с молодым охранником. Они что-то ели - кажется, рыбу. Я ему - про дружбу с Юмашевым и про то, что мы - фанаты Ельцина и произведём революцию в восприятии Бориса Николаевича Западом. Коржаков тут же прошёл в соседнее купе, рассказал о нас, и через 5 минут мы уже беседовали с Ельциным. Просто так говорили, и в заключение сделали видео - у нас была только одна кассета. Это видео - перед вами.

Кстати, проводники не врали. Мест в поезде действительно не было. Ни одного. Всю ночь - от Москвы до Риги - мы провели в тамбуре первого вагона, кроме тех нескольких вечерних часов, что мы провели в купе Ельцина и Коржакова.

Интервью и наш репортаж заняли целый разворот австрийской газеты Kurier. Его перепечатали чуть ли не все издания мира. Это было первое интервью Ельцина за несколько лет.

Вот что говорил я об этом журналу "Афиша" в 2004 году:

"Само собой разумелось, что человек такого ранга должен быть закрытым, лицемерным, защищенным слоями охраны. И вдруг я встречаю искреннего, сентиментального, откровенного человека, который разговаривает за жизнь и чуть не плачет, удивляясь подлости своих бывших соратников. А самый человечный эпизод был такой. Поезд приближался к Риге, подходит в тамбуре Коржаков и так шепотком: «Саш, Саш, я вот смотрю, у вас такие фотоаппараты хорошие, я тоже фотографирую – хочу сейчас Ригу поснимать. Вы мне валютки не подкинете на пленочку?» И мой друг Вернер мятые немецкие марки совал Коржакову, а тот их быстро запихивал в спортивные штаны"

Александр Чепарухин

Борис Ельцин: Видео в плейлисте

Спасибо Вам за добавление нашей статьи в:




Актуальный анализ политических событий в России и мире

RSS freedomrussia.org Свободная Россия. Подпишись на RSS

Понравилась статья? Подпишитесь на обновления!

RSS Выруби ЗомбоЯщик! Подпишись на рассылку!

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *